Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей.

С.Л. Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». [3]

Тема

дипломной работы: «Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

».

Целью данной работы

является исследование влияния роли отца в формировании личности.

Объект

исследования – семья полная и семья, в которой отсутствует отец.

Предмет

– роль отца в формировании личности ребенка.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать представления о роли отца в семье у детей студенческого возраста из полных и неполных семей с помощью опросника;

2) Установить наличие различий между группами испытуемых из полных и неполных семей, а также между представителями женского и мужского пола и выявить корреляции параметров субъективных оценок испытуемых с личностными особенностями;

3) Сформировать группы испытуемых женского и мужского пола экспериментальные (из испытуемых, воспитывающихся в неполных семьях без отца) и контрольные;

3) Провести корреляционный анализ полученных данных и выявить достоверность различий показателей между группами;

4) Основываясь на полученных данных, установить различия влияния роли отца у студентов из неполных и полных семей, отдельно у девушек и юношей.

Гипотеза исследования следующая

: влияние роли отца на формирование личности ребенка в семье должно проявиться в отличительных особенностях личности у лиц женского и мужского пола студенческого возраста, воспитывающихся в полной и неполной семье; юноши получая только женское воспитательное воздействие в семье будут иметь более выраженные феминные черты, а девушки демонстративные черты личности.

Актуальность

данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и снова вступают в повторный брак или так и остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом случае структура семьи, ее изменения сильно влияют на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры - физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической. Однако, с другой стороны, воспитание - процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье. В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли", либо отсутствует. Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка? [7] На этот вопрос сделана попытка получить ответ в данном исследовании.

Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт". [ ?]

Другие статьи:

Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
Клинические и экспериментальные психологи, психиатры и физиологи, интересующиеся проблемами психологии спорта, разработали и частично исследовали ряд методов регуляции уровня возбуждения у спортсменов до, во время хода соревнований и посл ...

Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактик ...

Интерпретация результатов
Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что используемая подсказка должна не заслонять от испытуемого проблемную ситуацию, а, напротив, расширять возможности действия. Оба приведенных эксперимента довольно ясно показывают, что подска ...