Сейчас трудно найти даже среднеобразованного человека, который не слышал бы о психологии, не знал бы, что она — его внутренний мир, мысли, чувства, побуждения, желания, воля.
И все же среди людей довольно распространены представления, что их внутренний мир, свое «Я» — это дар природы, личное таинство за семью печатями, до которого никому нет дела, что это индивидуальная крепость, надежно охраняемая, не доступная никому, закрытая от всяких проникновений извне, а собственные решения и поступки — всегда проявления только собственных свободы, желаний, воли и больше никого.
В действительности такие представления относятся к заблуждениям и свидетельствуют о слабом, однобоком знании психологии.
Заблуждается тот, кто полагает, что есть индивидуальная психика, абсолютно не зависимая от психологии других людей, от психологии групп, общностей, членом которой является данный человек. Имеются многочисленные незримые, но действенные психологические взаимосвязи между людьми, их жизнями, судьбами и влияниями друг на друга, среди которых наиболее важны четыре группы:
1. Каждый человек проводит свою жизнь в мире, существенной частью которого выступает социальное окружение, среда. Отражательная природа психики проявляется, в частности, в том, что при постоянных контактах и взаимодействиях человека с социальной средой последняя находит себе представительство в его психике в виде образов, мыслей, чувств, побуждений.
2. Становление человека в качестве цивилизованной, духовно богатой личности, обладающей индивидуальностью и своим «Я» происходит путем присвоения богатств общечеловеческого опыта, воплощенного в окружающей социальной среде. Процесс социализации происходит в семье, при обучении, образовании, воспитании, в ходе труда, накопления опыта жизни среди людей и существующих в обществе условиях. Особенно интенсивен этот процесс в первые 20—25 лет жизни человека, продолжается он и в последующие годы под влиянием не прекращающегося накопления и внутренней переработки социального опыта и изменения самих социальных условий.
3. Человек относится к объектам и явлениям окружающей среды как к предметам удовлетворения своих интересов и потребностей. Его важнейшие интересы и потребности удовлетворяются социальными продуктами, производимыми трудом и опытом других людей, обществом. В процессе удовлетворения своих духовных и материальных потребностей человек вступает в отношения с социальной средой и ее элементами (людьми, нормами поведения, организациями и др.) — в социальные отношения. Он вынуждается осознанно согласовывать свои отношения, решения и действия с реальностями окружающей социальной среды, а его жизнь и деятельность неизбежно приобретают признаки социальности — политические, моральные, правовые, культурные, этические, профессиональные и иные.
4. В отличие от животных человек не пассивно приспосабливается к окружающему, но и преобразует его, причем делает это довольно быстро, создавая для себя новые, рукотворные, социальные условия более благополучной жизни.
Вот почему жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно.
Психология человека — это окружающий мир в человеке и человек в мире, причем в своих главных, социальных характеристиках. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные дня себя и одновременно для других людей социальные условия. Не подчиняясь этой необходимости, человек ставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества. Это путь прожиганию своей жизни, не приводящий к достойному самоутверждению, достижению уважения другими людьми и самоуважению, потребность в которых всегда приходит, хотя бывает, что очень поздно, когда изменить что-то практически уже нельзя.
Таким образом, социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включениями в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Социальная психология возникла на стыке двух наук: психологии и социологии во второй половине ХIХ в. Термин «социальная психология» впервые применил У. Мак-Даугалл в работе: «Введение в социальную психологию» (1908). Основоположниками данной науки являются: Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931), Э. Дюркгейм (1858-1917), Н.К. Михайловский (1842-1904). В развитии социально психологии с момента ее возникновения наметились две школы:
Другие статьи:
Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзе ...
Практическая часть
В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонд ...
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.
Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства Кожно-кинестетическая, или общая, чувствительность занимает особое место среди разных видов чувствительности. Она, по-видимому, биологически более значима, че ...