Примечание: I – властный – лидирующий; II - независимо-доминирующий; III - прямолинейно-агрессивный; IV - недоверчивый — скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII - ответственно-великодушный.
Данные табл. 2 указывают на преобладание у испытуемых «властного — лидирующего» типа межличностного отношения (I), что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
Также у данной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений (II), который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности.
Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений (III), что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.
Наименее выражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый — скептический», который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не явной.
Также не выражен «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений, который преобладает у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.
«Зависимый — послушный» тип межличностных отношений выражен на среднем уровне. Такие люди обнаруживают высокую тревожность, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими лицами отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха — основа их мотивационной направленности.
Другие статьи:
Конфликты в организациях
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следуе ...
Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников
Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8. На данном этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности. Резу ...
Исследование межличностных отношений в семье
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Пси ...