Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка

Другая психология » Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний » Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка

Страница 4

В раннем детстве необыкновенно легко формируется речь, так легко, что иногда создаётся впечатление спонтанного развития. По мере взросления человека такая способность, выполнив свою жизненную функцию - овладение формами языка и мышления, затем резко идет на убыль [44, 10 с.].

Имеются все основания считать, что не только речь, но и культурные привычки (чтение газет, приветствие старших при встрече и др.) также вырабатываются в основном в раннем детстве. Наши культурные привычки, как правило, - усовершенствованные копии привычек родителей, воспринятых нами в самом раннем детстве.

В конечном итоге можно с уверенностью утверждать, что в раннем возрасте закладываются все свойства личности. Разумеется, потом эти свойства разовьются в общении со сверстниками, с учителями, с миром духовных ценностей, культуры. В первые же, ранние годы родители, и прежде всего мать, для каждого ребенка - это и его здоровье, и его университет. От того, какими будут первые университеты ребенка, зависит не только дальнейшая жизнь человека, но в какой-то мере и судьба общества.

Изучение социальных условий жизни выдающихся людей - деятелей искусства, ученых, инженеров и т.д. - свидетельствует о том, что в большинстве случаев они воспитывались в благоприятных семейных условиях, что большинство из них - дети из высших социальных слоев и, что лишь небольшая их часть - дети рабочих и крестьян [44, 11 с.].

Решающее влияние семьи на личность человека объясняется специфическими особенностями этого воспитательного института. К существенным особенностям семейного воспитания следует отнести следующие:

1. Воспитательное воздействие семьи человек ощущает, испытывает со дня своего рождения. Раннее же детство, как уже отмечалось, имеет первостепенное значение в развитии человека. Именно в семье в дошкольные годы создаётся сердцевина человеческой личности, её фундамент. Именно в это время начинают вызревать свойства психики человека, основы его отношения к жизни.

2. Семейному воспитанию свойственна непрерывность, продолжительность и многообразие влияния на детей людей разного пола и возраста, жизненного опыта. Семья - это первая, "стартовая" группа, в которую попадает ребёнок, самая длительная по времени существования и самая значимая для ребёнка микросредовая ситуация, что обусловливает и своеобразие процесса воспитания личности в ней.

3. Семья - основа естественного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями. Эти отношения базируются на интимности и эмоциональности. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослых и детей в семье есть важнейший фактор, формирующий эмоционально - мотивационную среду детей, их отношение к жизни, людям [44, 14 с.].

Важное место в этих интимно-эмоциональных отношениях семьи занимает родительская любовь и ласка к детям. Родительскую любовь никакой другой любовью заменить нельзя. И сколько бы не говорили и не писали, что педагоги должны любить детей родительской любовью, такого быть никогда не может, так как любовь взрослых к детям по своему происхождению есть производное от родительской любви.

4. В отличие от школьного воспитания, объектом которого является фактически детская группа, семейное воспитание всегда личностно ориентированно, обращено непосредственно к конкретной личности. Родители в сравнении с педагогами имеют значительно больше возможностей для глубокого и систематического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием интересов, способностей, потребностей, чувств, характера ребенка. И, кроме того, каждая семья представляет собой неповторимость микросредовых условий, индивидуальности родителей и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности личности.

5. Педагогическая позиция родителей, в отличие от школьных учителей скрыта. В семье ребенок не чувствует себя педагогическим объектом, здесь он является равноправным членом коллектива. Взаимная любовь и забота, взаимная ответственность и требовательность друг к другу, поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях, подлинно духовный контакт родителей и детей - характерные черты семейного коллектива. В нем нет разграничения его членов на воспитателей и воспитанников, в нем осуществляется взаимное воспитательное воздействие, дети признаются соавторами, соорганизаторами воспитательного процесса. И хотя родители, безусловно, выполняют воспитательные функции, дети этого не замечают, не ощущают: для них родители, прежде всего самые дорогие и близкие люди. Незаметность, скрытность педагогической позиции родителей обеспечивают высокую эффективность воспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Определение понятий ложь, обман, неправда, вранье
Психологический анализ лжи коммуникативного феномена обнаруживает принципиальные различия в понимании содержания этого понятия в западной и русской культуре. Типичными для американских словарей являются такие значения понятия ложь: «1. Не ...

Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Изучением эмоций и эмоциональных состояний занимались А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, Дж. Луффборр, С. Н. Славин, М. И. Еникеев, С. В. Курбатова, С. Н. Яшкин, П. В. Симонов, Д. Гоулман, Н. В. Панина, З. Фрейд и дру ...

Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики. Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного делен ...