Понятие и структура личности

Страница 2

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн различал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н.Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, как и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.

Иерархическая структура личности (по К.К.Платонову) [3; c. 56]:

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся:

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура индивидуального опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения, индивидуальных особенностей психических процессов

Особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Содержание опытно-экспериментального исследования
Как говорилось выше, для диагностики влияния внутренней позиции на поведение младших подростков, нами были выбраны следующие методики: 1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки. 2. Методика оценки отношений подрост ...

Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: · психология обучения; · психология воспитания; · психология учителя. 1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обуче ...

Основные операции и фазы мыслительной деятельности
Исходящая проблемная ситуация, с которой начинается мыслительный процесс свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлениях субъекта не адекватно. Её аспект случаен, он находится пока еще в несуществующих связях. И чтобы р ...