Укажем еще на одну ошибку восприятия другого человека - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.
Таким образом, восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуются большей популярностью, авторитетом, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираются для контактов.
Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общительность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вызывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверхностью знаний в профессиональной области, скрытностью, плохим умением общаться.
Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном коллективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить личностные черты человека в положительную или отрицательную сторону.
Кроме того, в каждой группе существует превалирующая эмоциональная атмосфера, от которой во многом зависят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной, равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений.
Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.
По экспериментальным данным, в группе обычно наиболее популярны 3-4 человека, примерно столько же непопулярных или изолированных, отверженных. В соответствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолированные и отвергнутые члены группы.
Положение ребенка в межличностных отношениях группы можно определить путем наблюдения, которое покажет, кто постоянно действует активно, способствует общей деятельности, а кто остается в стороне. Однако наблюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого вопроса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социометрией. Измерение состоит в суммировании мнений и оценок всех членов группы.
Одним из социометрических методов является метод выбора, предложенный американским психологом Дж. Морено. Этот метод позволяет определить реальное место человека в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их образования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть сильными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы пригласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрицательный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным [43, 78].
Другие статьи:
Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление ...
Жизнестойкость как психологическая основа мотивации
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это свойство личности, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность ...
Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом ...