Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.
Исходя из того, что эмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.
Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственно импульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие – осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.
Применение ролевых игр в качестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:
1. неопределенность условий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;
2. включение субъекта в конфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;
3. выбор и выполнение реальных завершенных действий;
4. создание возможности уточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;
5. выполнение экспериментатором роли режиссера.
Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
А) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85].
Развитие социального интеллекта личности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с другими людьми и является необходимым условием существования самой личности
Специфика данного подхода к изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности, являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.
Первый подход - собственно психологический, который заключается в понятии развивающейся личности.
В рамках этого подхода естественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.
Второй подход— собственно педагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития».
Другие статьи:
Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия
А.Р. Лурия – не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу – коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи. Научная школа – особое, весьма ценное и ср ...
Коррекционная программа в системе детско-родительских отношений
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации, лекционных собраний или групповых консультаций, которые имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себ ...
Основной принцип теории когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это п ...