Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Страница 3

Таблица№7

Субтест№3 Определение эмпатии

Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности

Общая эмоциональная восприимчивость

8,13**

5,25**

Примечание: Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01

Проверим достоверность различия по уровню эмпатии

T = =3,7

t =3,7, р< 0,05; достоверно.

Полученное эмпирическое значение t (3.7) находится в зоне значимости.

Вывод: эмпатия лучше развита в группе дошкольником, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Диаграмма№6

Среднеарифметические показатели уровня творческого воображения и эмпатии у дошкольников

Вывод: результаты исследования позволили констатировать более высокое развитие творческого воображения и эмпатии у дошкольников, чьи родители проявляют высокий уровень эмоциональной компетентности. Более высокий уровень творческого воображения у дошкольников, родители которых имеют высокий уровень эмоциональной компетентности диагностируемой по 2 субтестам, позволяющим определить развитие творческого воображения

Выводы:

Исследование эмоциональной компетентности родителей

1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности.

2. Диагностика уровня эмпатии родителей позволила подтвердить полученые результаты при помощи методики диагностики эмоционального интеллекта. В частности было установлено, что высокий уровень эмоциональной компетентности родителей коррелирует с высоким уровнем развития рационального и эмоционального каналов эмпатии, а также со способностью к идентификации и сопереживанию.

3. Анализ результатов исследования особенностей отношений к ребенку у родителей с различным уровнем эмоциональной компетентности показал, что родители с высоким уровнем эмоциональной компетентности проявляют достоверно более высокие способности к пониманию состояния ребенка. Эмоционально компетентные родители более способны к сопереживанию своим детям по сравнению с родителями с низкой эмоциональной компетентностью. Эмоционально компетентные родители достоверно чаще оказывают реальную эмоциональную поддержку своему ребенку. В целом можно заключить, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия гораздо благополучнее в семьях, в которых родители обладают высоким уровнем эмоциональной компетентности.

Исследование эмоционально-поведенческих особенностей дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей

4. Экспериментально- психологическое изучение фрустрационных реакций дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей позволило установить следующее:

v Дети родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности достоверно чаще прибегают к интропунитивным реакциям и реакциям на удовлетворение потребностей в ситуации фрустрации

v У детей данной группы реже чем у остальных наблюдаются экстрапутивные реакции и реакции с фиксацией на самозащите. Можно констатировать более высокую психологическую зрелость детей, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

v Эмоциональная компетентность родителей может являться удачной поведенческой моделью для ребенка, а также способствует созданию более благоприятной атмосферы для для психического роста ребенка. Наиболее явным свидетельством чего является доминирующая реакция в ситуации фрустрации у детей – поиск способов ее разрешения и фиксации на удовлетворение потребностей.

5. Исследование самооценки дошкольников показало, что уровень притязаний и самооценки взаимосвязан с уровнем эмоциональной компетентности родителей. Высокий уровень эмоциональной компетентности родителей способствует формированию более адекватной самооценке и уровню притязания у детей дошкольного возраста.

6. результаты исследования позволили констатировать более высокое развитие творческого воображения и эмпатии у дошкольников, чьи родители проявляют высокий уровень эмоциональной компетентности. Более высокий уровень творческого воображения у дошкольников, родители которых имеют высокий уровень эмоциональной компетентности диагностируемой по 2 субтестам, позволяющим определить развитие творческого воображения.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Классификация видов ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям явл ...

Понятие социометрического статуса
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. С ...

Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Под разрешением (преодолением) внутрилично ...