Ключ связи категорий в системе Бейлза
6-7 – проблема ориентации;
5-8 – проблема оценивания, мнений;
4-9 – проблема контроля
3-10 – проблемы нахождения решений;
2-11 – проблемы преодоления напряженности;
1-12 – проблема интеграции
М. Битянова предлагает видоизмененную схему, в которой сохранены параметры Бейлза, но фиксируется изменение поведения человека или взаимодействия группы людей в течение определенного времени. В этом случае в таблице по вертикали располагаются параметры схемы, а по горизонтали — временные отрезки (схема 3):
Схема 3. Схема наблюдения Бейлза в интерпретации М. Битяновой
Сфера позитивных (и смешанных) эмоций |
Сфера постановки проблем |
Сфера негативных (и смешанных) эмоций |
Сфера решения проблем |
|||||||||
Соглашается |
Снимает напряжение |
Демонстрирует дружелюбие |
Запрашивает информацию |
Просит высказать мнение |
Запрашивает предложения |
Не соглашается |
Ведет себя напряженно |
Демонстрирует недружелюбие |
Дает информацию |
Высказывает мнения |
Выдвигает предложения |
|
Невербальное общение |
||||||||||||
Вербальное общение |
Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. После приобретения опыта в использовании схемы, результатами наблюдения можно заменить другие громоздкие и неестественные процедуры. Например, тестирование.
Преимущества метода наблюдения:
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;
· Оперативность получения информации;
· Относительная дешевизна метода.
Недостатки метода наблюдения
· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов;
· На результаты наблюдения могут повлиять:
- настроение наблюдателя;
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
- предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);
- комплексность наблюдаемых ситуаций;
- усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);
- адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);
- ошибки моделирования.
· Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;
Другие статьи:
Результаты исследования по рисуночному тесту «Несуществующее животное».
В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижени ...
Особенности академической и социальной самоэффективности школьников
В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, все большее внимание уделяется проблеме эффективности человеческой деятельности. Вместе с тем, высокие стандарты успешности, которы ...
Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психо ...