· Необходимость классифицировать результаты наблюдения;
· Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);
· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;
· Сложность соблюдения операциональной валидности;
· Ошибки в оценках, А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
- ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),
- «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),
- «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),
- ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),
- ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),
- ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) [3].
Этический кодекс Американской психологической ассоциации разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Другие статьи:
Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка
"Все мы родом из детства", "Все - и хорошее, и плохое человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирован ...
Понятие имиджа
Слово имидж в России стало популярно сравнительно недавно. Оно пришло к нам из английского языка. Согласно этимологии данного слова с латинского языка «imago» оно обозначает образ, вид. В бытовом сознании человека имидж понимается как обр ...
Виды и этапы развития.
В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Находясь в организации, любой начальник вынужден считаться с нормами и п ...