Некоторые авторы отмечают, что большинство инструментариев, предназначенных для исследования совладания со стрессом, оценивают совладающис реакции, а не ресурсы совладания. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное поведение, возникающее уже после того как стрессоры вступят в действие, ресурсы совладания являются тем, что имеет личность до того, когда начинают действовать стрессоры [24]. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами [33].
Поскольку акцент на исследование ресурсов совладания со стрессом делается в основном в трансаюных моделях стресса, то существует необходимость рассмотрения этих моделей с целью определения подходов к изучению индивидуальных ресурсов личности для совладания со стрессом. На один и тот же стрессор разные индивиды реагируют по-разному. Тип реагирования и направленность поведения в этих условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности и, в частности, от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом.
В.А. Бодров (2000) придерживается ресурсного подхода, как одного из современных направлений развития теории психологического стресса, посвященного разработке роли ресурсов личности в возникновении и развитии этого психического состояния [8]- Ресурсный подход направлен на изучение особенностей психической активности человека и наиболее интенсивно разрабатывается применительно к изучению процессов приема и преобразования информации» особенно при совмещенной деятельности человека, когда предъявляются максимальные требования к процессам преобразования информации. В ресурсном подходе к регуляции стресса утверждается, что система обработки информации в каждый момент времени располагает изменяющимися, но ограниченными ресурсами. В.А. Бодров (2000) подчеркивает, что «любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной, то есть, источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) или предполагаемом, вероятном воздействии неблагоприятных событий, их угрозе илн «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемы к из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствий» [8, с.88].
Выдвигая идею множественности ресурсов личности на основании изучения процессов регуляции совмещенной деятельности, то есть при предъявлении максимальных требований к процессам преобразования информации, Д. Навон (1979) сформулировал ряд постулатов концепции человеческих ресурсов:
- «человеческая система» в любой момент обладает определенным количеством возможностей по преобразованию информации которые называются ресурсами;
- деятельность характеризуется количеством использованных ресурсов и эффективностью их применения;
- для конкретного человека в определенный момент трудовая задача определяется рядом параметров информации (качество и количество стимулов, размещение и т.п.) и человека (профессиональные способности, значимость, сложность и т.п.), соотношение которых обусловливает ресурсообеспеченность деятельности;
- функция деятельности характеризуется соотношением качества рабочей информации и величиной ресурсов [20].
С. Хобфолль (1988) утверждает, что фокус моделей стресса должен быть направлен в сторону психологических ресурсов. Он полагает также, что человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы состояния, личностные характеристики и энергетические показатели [8]. Согласно теории сохранения ресурсов, разработанной С. Хобфолль (1989), сохранение ресурсов является основным процессом в период стресса и в процессе совладения с ним. Кроме того, потеря ресурса имеет негативные последствия в ходе адаптации. Автор также отмечает, что люди постоянно стараются сохранять, оберегать и пополнять ресурсы совладения. Психологический стресс развивается при реальной, или воображаемой потере части ресурса (поведенческой активности, соматических и психических возможностей, личностных характеристик, вегетативных и обменных процессов) или задержке с восстановлением потраченного ресурса. В этой теории расход ресурса играет центральную роль. С. Хобфолль доказывает, что измерение ресурсов совладания играет роль предиктора применительно к стрессовым реакциям [8]. Исследования людей, оказавшихся жертвами природных катастроф, показали, что потеря ресурса связана с увеличением тяжести психологического дистресса. Теория сохранения ресурсов исследует главным образом потерю индивидуальных ресурсов личности.
Другие статьи:
Процедура и комплекс методов исследо-вания индивидуально-психологических качеств
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями ...
Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, ...
Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой ...