Психологи, к сожалению, больше уделяют внимание идентификации проблемы, чем вопросу идентификации ресурсов. К.В. Мани соавторами (1986) показывают, что усилия, направленные на развитие таких ресурсов личности как улучшение социальной поддержки и отношения человека к себе, повышение его самооценки, уверенности и контроля помогает прекратить действие отрицательных эффектов негативного самоотношения и полнее сфокусироваться на задаче по совладанню со стрессорами. Кроме того, такой ресурс как физиологические данные личности, так же являются видом превентивной поддержки, который способен снижать соматическую уязвимость к заболеваниям, вызываемым стрессом, к утомлению и телесному дискомфорту. Важным авторы считают психотерапевтическую превентивную помощь человеку в осознании выборов, касающихся вопросов брака, карьеры и других важных решений, так как подобное осознание способно предупреждать хронический стресс. Подобная помощь может касаться также обучения личности умению регулировать уровень предъявляемых требований и свой оптимальный предел стимуляции. Такой навык будет способствовать укорачиванию времени действия стресса в любых, в том числе производственных, ситуациях [24]. Все эти стратегии совладания, рассматриваемые данными исследователями в рамках превентивного совладания, на наш взгляд можно отнести к навыкам обращения или управления имеющимися ресурсами. Наличие данного навыка само по себе является ресурсом совладания. Таким образом, исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения и т.п.
Выводы
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим
В качестве основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по К. Леонгарду.
Тест К. Леонгарда исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, а именно: Гипертимический тип; Тревожно-боязливый тип; Дистимический тип, Педантичный тип, Возбудимый тип, Возбудимый тип, Эмотивный тип, "Застревающий" тип, Демонстративный тип, Циклотимический тип, Аффективно-экзальтированный тип.
На основе анализа теоретической литературы, нами было выделено 5 моделей стресса. К ним относятся:
Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;
Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;
Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;
Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили названии;
Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.
Другие статьи:
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная сфер ...
Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей
Самоорганизацию мы представляем как деятельность преобразования действительности, высокую адаптированность, мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигат ...
Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по спо ...