Важен тот факт, что на восприятие запахов и их влияние на изменение эмоционального состояния может влиять не только пол, но и гендер. Этому вопросу незаслуженно уделялось мало внимания, хотя гендер теоретически может повлиять на восприятие запахов не меньше, чем пол. А недостаточное уделение внимания гендеру может привести к тому, что запахи, эффект от которых изначально рассчитан на женщин и мужчин, не будут оказывать предположительного влияния на них, так как в ситуацию может вклиниться маскулинность и феминность. Другими словами, например, увеличения продаж в магазине, где специально для этого в женских отделах распыляли запах ванили, не произойдет в силу того, что исследуемые женщины обладают чертами маскулинного гендера. Чтобы понятие «пол» не подменялось понятием «гендер», важно провести исследование именно с учетом гендера испытуемых.
В социальной психологии под гендером понимают социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Поскольку гендер - не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности. Маскулинность – подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность – женских. Мужчина вполне может обладать феминными качествами, а женщина – маскулинными. Это зависит от условий воспитания, среды, в которой живет человек, наследственности, социального окружения и других факторов. Это еще одна важная закономерность в изучении половых различий восприятия запахов. Таким образом, маскулинная женщина скорее отдаст предпочтение «мужским» ароматам, нежели ароматам «женским».
Таким образом встает важный вопрос: влияет ли перцептивная модальность и гендер на изменение глубины и знака эмоционального состояния при воздействии на человека запахами различных классов. Важно ли, какие черты доминируют – маскулинные или феминные, и кто человек – аудиал, визуал или кинестетик, для того, чтобы запах повлиял на изменение эмоционального состояния. Или это совершенно не имеет значения и в данном случае речь идет исключительно о физиологии, то есть изменения в состоянии происходят исключительно благодаря взаимодействию молекул пахучих веществ с определенными отделами обонятельной системы.
Другие статьи:
Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие че ...
Общее представление о звуке
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шоро ...
Заключение.
Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным. Психологический климат коллектива педагогов, прежде ...