Согласно данной схеме анализа содержания профессиональной деятельности, успешность деятельности психолога будет предопределяться:
Уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;
Уровнем сформированности у него проектных умений;
степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности). [1].
В ряде отечественных исследований установлено существование связи между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) - с другой.
Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности.
Согласно этой гипотезе, ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления кандидата (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности).
Поскольку до сих пор работающий психолог вынужден совмещать в своей работе как практические, так и исследовательские задачи, была также попытка проанализировать влияние профессиональных ориентаций к исследовательской и практической работе на вариативность оценок базисных черт личности по 16-факторныму PF опроснику Р.Б. Кетелла. [1].
Для кандидатов с исследовательской ориентацией оказались характерны: более выраженная готовность к контактам; эмоциональная холодность и рациональность в установлении и поддержании контактов; сдержанность и общая интеллектуальность при выраженном интересе к человеку. И, тем не менее, специфическая особенность деятельности психолога - человек или люди - предопределила преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования, хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой, - по сути, всегда есть общение двух субъектов.
Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам; умение поддерживать контакты; умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения; умения эмоционально притягивать к себе других людей; интеллектуальность при высокой чувствительности, облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента; склонность к чувству вины или повышенной ответственности за свои действия; фрустрация или осознание границ своей компетентности и самодостаточность или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.
В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и, особенно в том случае, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требуют от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. По-видимому, именно этим обстоятельством объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, прежде всего к их уровню профессиональной подготовленности, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношений к клиенту.
Другие статьи:
Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 э ...
Современная мнемотехника
К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система "Джордано". Но есть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. ...
К проблеме практической значимости идентификации
Тема нашего исследования посвящена изучению взаимосвязи организационной идентификации и эффективности деятельности руководителя. В качестве одной из важных задач, поставленных в рамках исследования, является определение роли и места орган ...