Категория образа в психологической науке

Страница 2

Были выделены центральные характеристики: "концептуальная модель", "оперативный образ", "образ-цель". Понятие концептуальной модели введено английским психологом А.Т. Велфордом (1961), а в отечественной психологии детально разрабатывалось В.П. Зинченко (1997) с коллегами.

Понятие "оперативный образ" предложено Д.А. Ошаниным (1973). Б.Ф. Ломовым (1991) рассматривалось еще одно понятие инженерной психологии - "образ-цель".

Развернутую трактовку понятия "образ" предложил А.Н. Леонтьев в работе "Образ мира" (1983), определив главную роль, которую играет образ в процессе психического отражения объективной реальности личностью. Согласно автору, восприятие носит не пассивный, исключительно реактивный характер, но включает в себя формирование образа окружающей действительности. А.Н. Леонтьев (1983) ввел понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир - смысловое поле, система значений [42]. В отличие от взглядов представителей гештальтпсихологии он рассматривает образ как активное, действующее начало, влияющее не только на сам характер восприятия, но и на мотивационную сферу личности, а через нее - на деятельность субъекта.

А.Н. Леонтьев отмечал, что сама проблема восприятия психологической науки должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.

Психологию образа (восприятия) ученый рассматривал в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут и действуют [42].

Намеченный А.Н. Леонтьевым подход к образу мира получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смирнова (2003), посвященных проблеме активности психического отражения. Ученый отмечал, что категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. В широком смысле образ рассматривается в качестве любой (в том числе и абстрактно-логической) субъективной формы отражения реальности; в узком - используется для обозначения чувственных форм отражения, имеющих сенсорную (образы ощущения, восприятия и т.д.) или квазисенсорную (образы памяти, воображения и т.д.) природу. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности. Образ мира не складывается из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как целое. Любой образ является элементом образа мира и сущность его состоит в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности [51; 67].

Важнейшей характеристикой образа мира, обеспечивающей ему возможность функционирования в качестве активного начала процесса отражения, является его деятельностная и социальная природа. О деятельностной и социальной природе образа мира свидетельствуют два аспекта. Первый - генетический аспект состоит в том, что зарождение и развитие образа мира происходит в ходе освоения и развития деятельности и общения. Второй аспект состоит в том, что в образ мира входит отражение той действительности, которая позволяет выделять свойства объектов, не обнаруживаемых при взаимодействии с органами чувств.

Отражение глубоких, существенных характеристик мира образует ядерные структуры образа мира. Эти уровни символической, знаковой репрезентации мира формируются в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Образ мира как многоуровневая система характеризует представление человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. [67].

Рассмотрение понятия образа мира продиктовано профессиональной относительностью образа мира, на что обратил внимание и сделал предметом анализа Е.А. Климов (1995).

Человек в процессе труда предвидит и предусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построения идеального представления, которое вместе с тем как сознательная цель предшествует производству продукта (как материального, так духовного). Эта цель как закон определяет способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю.

Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они позволяют предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Семья - социальный институт
Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной ...

Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников ...

Аутогенная тренировка и комплекс приемов самовоздействия
Специалисты предлагают применительно к состоянию группы применять аутогенную тренировку в комплексе с приемами самовоздействия. Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особе ...