Комплексное изучение уровня работоспособности оператора летного профиля» В одной из серий экспериментов исследовалось влияние моделируемого психического напряжения на качество пилотирования летного тренажера. Группа операторов предварительно прошла обучение и тренировку по выполнению поставленной задачи с заданными параметрами полета.
Оценка качества пилотирования производилась по выполнению захода на посадку с прямой с рубежа 16 км. Начальные параметры полета задавались постоянными, варьировался только знак исходного углового отклонения самолета от посадочной прямой. Оценивались три этапа, выполняемые при заходе на посадку:
1. Выход на прямую посадки в режиме горизонтального полета до зоны глиссадного радиомаяка.
2. Полет до дальнего привода со стабилизацией самолета на посадочной траектории снижения с заданной скоростью полета и завершение выхода на посадочную прямую.
3. Полет от дальнего привода до ближнего привода со стабилизацией самолета на посадочной прямой и гашение скорости полета.
В каждом случае пилотирования определялись средняя и разброс сравнительных ошибок управления боковым и продольным движениями, величина а, характеризующая запаздывание при формировании управляющего воздействия, а также статистические показатели» изменения регулируемых параметров. Характеристики работы каждого оператора использовались для получения среднегрупповых данных.
На рис. представлены области значений ошибок управления по тангажу и крену в контрольных полетах и полетах в моделируемых состояниях психического напряжения, формируемых однотипным внушением в гипнозе следующей мотивации: «От качества пилотированвия зависит безопасность полета».
Изменение качества пилотирования летного тренажера при моделировании состояния сильного психического напряжения
Физиологические показатели операторов при пилотировании в различных состояниях
ЧП — частота пульса; ЧД — частота дыхания; ЛВ — легочная вентиляция; Гл — начало глиссады; ДП — дальний привод; БИ — ближний привод
Здесь же отражены показатели запаздывания и интервалы ошибок. В состоянии психического напряжения управление продольным движением выполнялось при более точном выдерживании заданной скорости полета, тогда как в контрольных полетах в большинстве случаев управление производилось на повышенных скоростях полета. Интервал ошибок, в который укладывалось 50% случаев, на участке полета от ДП до БП уменьшался в 2,6 раза. Запаздывание в формировании управляющего воздействия уменьшалось в среднем на 30%, интервал ошибок управления боковым движением — в 1,6 раза, а запаздывание в отклонении элеронов — на 4,6%.
Таким образом, в моделируемом состоянии психического напряжения пилотирование осуществляется с уменьшением дисперсии ошибок управления, со снижением запаздывания в отклонении органов управления. Качество пилотирования свидетельствует о значительной мобилизации психофизиологических возможностей оператора в данном состоянии. Это же подтверждают и регистрируемые в «полете» физиологические показатели состояния оператора. В частности, сдвиги функций дыхания достаточно четко свидетельствуют о том, что напряженность состояния оператора в «полете» возрастает в значительной степени.
Другие статьи:
Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и с ...
Методика
Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Тест «Подростки о родителях» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает у ...
Типологические характеристики в профессиональном самоопределении
Проблема выбора профессии всегда стояла перед людьми. Осуществляя этот выбор, каждый человек на что-то ориентируется: на внешние атрибуты профессии или на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик, поэтом ...