Был проведен опрос учащихся третьих классов, используя методику незаконченных предложений, что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. Учащимся было предложено пять незаконченных предложений:
"Когда я смотрю "наши" мультфильмы ., а когда зарубежные ."
"После просмотра программы "Время" я почувствовал ."
"Когда я посмотрел боевик, то ."
"После просмотра фильма ужасов у меня ."
"Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь ."
В ходе опроса мы получили следующие результаты.
Большинство детей испытывают интерес к мультфильмам, как отечественным, так и зарубежным (соответственно 74,5% и 87,2%). Третьеклассники отметили, что "наши" мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл, "на душе становится хорошо от того, что добро побеждает зло". В числе любимых дети назвали такие мультфильмы, как "Домовенок Кузя", "Ежик в тумане", простоквашинские истории про Дядю Федора и, конечно же, "Ну, погоди!". Зарубежные мультфильмы школьники смотрят с удовольствием, отмечая, что они красочные, вызывают бодрость, веселье, хорошее "классное" настроение, желание посмотреть их еще раз. Среди них "Том и Джерри", "Микки Маус", "Русалочка", "Черный плащ", "Вуди и его друзья", "Битлджус", "Покемон" и многие другие. Однако часть третьеклассников (25,5%) высказала негативное отношение к отечественным мультфильмам. Детям кажется, что они уже достаточно взрослые, и поэтому не хотят смотреть "кукольные" мультфильмы, предпочитая им зарубежные с яркими спецэффектами, новыми технологиями[12].
12,8% школьников предпочитают не смотреть зарубежные мультфильмы, объясняя это тем, что они не совсем понятны, неинтересные, грустные, в них показывают насилие, проигрывает добро. Эти фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет. Американские фильмы для детей не несут, в отличие от наших, никаких воспитательных задач. Из педагогической литературы очевидно, что формированием моральных норм во многих странах зарубежья занимается семья, церковь, детские учреждения. Подобные фильмы лишь выполняют развлекательную и замещающую реальные переживания функцию. Поступки героев никогда не объясняются и не мотивируются. Поэтому российский ребенок, сидя перед телевизором, видит только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за норму, образец, которому надо подражать.
Нам было интересно узнать отношение детей к программе "Время", те чувства, которые они переживают после ее просмотра. Опрос показал, что около половины опрошенных детей (46,8%) не смотрят ее, предпочитая другие увлечения, т.к. она им неинтересна, эта передача не для детей. Из тех, кто смотрит программу "Время", 25,5% испытывают тревогу, страх, грусть, жалость от увиденного на экране. Приведем лишь некоторые высказывания детей:
"Мне становится очень жутко, когда слышу про подводную лодку "Курск" и башню, которая может упасть".
"Я чувствую, что у меня колотится сердце, когда передают о наркотиках и пожарах".
"После просмотра программы "Время" я испытываю страх, потому что взорвали дом. Очень жалко людей".
Другие статьи:
Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся младшего школьного возраста
Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсии -интроверсию и нейротизм Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известн ...
Организация и методы исследования
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типу имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу. Объектом исследования ...
Формулирование вопросов и ответов
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений). 1.Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Напр ...