Статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.
В целом статус определяется числом полученных им выборов, в зависимости от количества детей в коллективе и количетсва разрешенных выборов (в нашем случае – 25 человек, по 3 возможности выбора у каждого). Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – “лидеры”: 5 и более выборов,
2 – “предпочитаемые”: 3-4 выбора,
3 – “пренебрегаемые”: 1-2 выбора,
4 – “отверженные”: 0 выборов.
2.2.4. Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси.
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- 1 |
- 2 |
- 3 |
- 4 |
- 5 |
Рис. 4. Шкалы для выявления уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
Материалом для исследования служит ряд шкал высотой 100 мм, условно обозначающих проявление различных качеств личности (рис. 4. Цифры 1 – 5 заменяются оцениваемыми параметрами, выбираемыми для каждого школьника индивидуально).
Инструкция: необходимо обозначить свое место на каждой из шкал, так как Вы оцениваете себя или свое положение в той или иной области. Вверху, где находится знак "+" - максимальная успешность, внизу где знак "-" - минимальная успешность.
Проводился следующий инструктаж (на примере качества "здоровье"): "Представьте, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья: внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Покажите, где Ваше место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Высота самооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.
2.3. Результаты исследований.
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси.
Тест по методике Будасси дал следующие результаты (рис. 5).
№ |
Фамилия |
Σ d2 |
r |
1 |
Антонова |
694 |
0.5 |
2 |
Буранова |
621 |
0.5 |
3 |
Витовская |
1232 |
0.9 |
4 |
Волкова |
938 |
0.7 |
5 |
Гитова |
663 |
0.5 |
6 |
Головин |
0 |
0 |
7 |
Горбань |
1006 |
0.8 |
8 |
Замулина |
827 |
0.6 |
9 |
Каргапольцев |
399 |
0.3 |
10 |
Карпухина |
1114 |
0.8 |
11 |
Кузнецов |
891 |
0.7 |
12 |
Курганова |
267 |
0.2 |
13 |
Макушев |
69 |
0.1 |
14 |
Михайличенко |
520 |
0.4 |
15 |
Монастырева |
405 |
0.3 |
16 |
Мишина |
142 |
0.1 |
17 |
Обмоина |
938 |
0.7 |
18 |
Пономаренко |
826 |
0.6 |
19 |
Пушкарева |
532 |
0.4 |
20 |
Сергеев |
780 |
0.6 |
21 |
Терлецкий |
671 |
0.5 |
22 |
Цемко |
286 |
0.2 |
23 |
Чеботарева |
1098 |
0.8 |
24 |
Шутова |
204 |
0.2 |
25 |
Яковлев |
218 |
0.2 |
Другие статьи:
Социально-психологический анализ семьи
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более ...
Организация и методы исследования
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типу имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу. Объектом исследования ...
Проявление агрессивности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении ли ...