“Профессиональная ориентация как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв. [24, с.6-7]
Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. [12, с.26]
Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в “основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” [24, с.50] “Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития”.
Социальная важность профориентации требует, в свою очередь, комплексного подхода к решению проблем, связанных с её практической реализацией, тесного взаимодействия социально-экономических и психолого-педагогических направлений этой работы.
Социально-экономическое направление данной проблемы включает знакомство школьников с общей системой народного хозяйства нашей страны, его ведущими отраслями и потребностями в рабочих кадрах, изучение демографической структуры трудовых ресурсов, социального престижа отдельных профессий и специальностей, перспективы профессионального роста и т.п.
Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем. [12, с.27]
Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.
В настоящее время при организации всей профориентационной работы с учащимися принято различать два основных её аспекта - диагностический и воспитательный, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения.
Методы наблюдения, анкетирования, беседа анализ школьной документации, результатов творческой деятельности, медицинское обследование, тестирование.
Привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление с основными отраслями народного хозяйства, формирование трудовых навыков и умений, воспитание глубокого и устойчивого профессионального интереса с учётом потребности страны в кадрах. Экскурсии, беседы, диспуты, сборы, собрания, устные журналы, вечера и т.п. [12, с.29]
Другие статьи:
Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы п ...
Взаимосвязь мышления и речи
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования ...
Психологические теории темперамента
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсив ...