Возрастные особенности формирования личности подростка

Страница 3

Формирование специфически человеческих побудителей ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестаёт лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, “творить” их, а также “творить” самого себя.

Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно. [3, с.115]

Иногда подростки остро переживающие конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от её благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают школу, учёбу, их захватывает двор, улица, компании так же оторвавшихся ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения. [3, с.116]

Анализ самопрезентации показывает, что для старших подростков в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии и существенных различий между подростками старшеклассниками и подростками, стоящими на пороге юности нет. Вместе с тем сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной.

Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. [1, с.540]

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. [34, с.7]

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом. [10, с.168]

Самоопределение как профессиональное так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. [10, с.169]

В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Дисциплина «Деловое общение»
Деловое общение – общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое сре ...

Проблема имиджа руководителя
Применительно к личности руководителя организации понятие имидж можно определить следующим образом: Имидж – это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в цел ...

Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики
За прошедшие несколько лет в области психодиагностики накопились проблемы, которые в последнее время активно обсуждаются психолого-педагогическим сообществом. Более того, некоторые из этих проблем настолько обострились, что их обсуждение ...