Мотивы выбора профессии

Страница 1

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития — познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей разве только в первые периоды жизни; впоследствии её воздействия анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравственной, не обернётся ли потерями и т.п. основное направление активности субъекта по линии мотивационного самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании мотивационной сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие такую подготовку и санкционированные субъектом мотивационные образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами личности.

Значительную часть волевой активности субъекта составляют старания изменить соотношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить её доминирование над конкурирующими.

Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, — это и есть система мотивов личности. Таинственный эффект приобретения целью в результате принятия намерения особого статуса, связано с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе “напряжённой системы”, объясняется, возможно, переключением на цель специфической это — мотивация. [5, с.252]

Божович Л.И., подводя итог исследованиям широких социальных мотивов учения школьников и их учебных (познавательных) интересов выдвигает некоторые положения, относящиеся к теоретическому пониманию потребностей и мотивов их развития. Прежде всего, пишет она, стало очевидным, что побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

В связи с этим изменением объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержание развития потребностей, а является лишь показателем этого развития. [4, с.155]

Каким же образом сознательно поставленные человеком цели, образованные им намерения, принятые им решения приобретают побудительную силу, т.е. становятся мотивами его поведения?

Известно, что поведение обычно осуществляется в направлении объективно наиболее сильной потребности. Однако обстоятельства часто диктуют необходимость действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом случае исход может быть разным. Может победить непосредственная потребность, если она окажется достаточно сильной, и тогда поведение пойдёт за этой победившей потребностью. Но человек может действовать и вопреки этой непосредственной потребности. Действовать в соответствии со своим намерением, решением, поставленной целью, преодолевая те потребности и стремления, которые ему мешают. [4, с.163]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Структура и сущность тревожности во время беременности
В настоящее время принято считать, что деторождение лишь провоцирует начало или обострение уже имеющеюся психоза. Чаще других встречаются шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Современные исследования в области психосоматической ...

Понятие межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть п ...

Снижение работоспособности и эффективности преподавания у учителей
Под влиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность и эффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия может сопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального то ...