Здоровье является своего рода ценностью, возможностью для человека быть включенным в общество, действовать в нем. Болезнь также можно рассматривать как некоторую «ценность»: будучи показателем условий жизни и представлений о человеке и его правах, она подчеркивает значимость здоровья индивида и обнажает характер его отношений с обществом. И болезнь, и здоровье являются формами социальной реальности [26, 33].
Возникновение новой области исследований было ознаменовано появлением в 1979 г. первого учебника по психологии здоровья, разработкой первых образовательных программ в американских университетах, а также созданием отделения психологии здоровья в Американской психологической ассоциации. В это же время в Европе начали проводиться первые эмпирические исследования, направленные на изучение представлений о здоровье и болезни [Herzlich, 1973; Salovey at al., 1998]. В отечественной социальной психологии эта область знания только сейчас начинает развиваться, но уже становится достаточно привлекательной: с одной стороны, она вызывает интерес исследователей (и здесь появляются первые работы по изучению представлений о болезни на примере рака и СПИДа) [Кон, 1998], с другой — эта проблематика находит отражение в курсах лекций, предлагающих различные концептуальные схемы для профилактики болезни. Отвечая на запросы практики в области здоровья, социальная психология столкнулась с новой задачей, согласно которой важным становится не столько излечение от болезни, сколько ее избегание; ключевым пунктом в этих условиях является пропаганда превентивного поведения. Пока данная область представлена преимущественно эмпирическими работами, требующими новых теоретических обобщений, поскольку полученные данные не укладываются в имеющиеся теоретические разработки. Такая ситуация, вероятно, объясняется актуальностью социального запроса, ориентирующего исследования на решение конкретных задач и сугубо прикладных проблем.
Чтобы обозначить социальное значение вопросов, связанных со здоровьем и болезнью, необходимо рассмотреть существующие концептуальные рамки изучения этой тематики и проанализировать не которые конкретные исследования. Прежде всего, следует выделить работу французских исследовательниц К. Эрзлиш и Ж. Пьеро об исторических перспективах изучения здоровья и болезни [Herzlich, Pierrot, 1987]. В ней показано, как на протяжении веков менялось не только отношение к болезням и больным, но и значение самих понятий здоровье и болезнь. Каждая эпоха характеризуется какой-то определенной болезнью, которая не только уносила сотни тысяч жизней, но неизбежно оставляла след в обществе. Хотя многие из этих болезней давно исчезли, в памяти поколений до сих пор хранятся образы, так или иначе связанные с эпидемиями чумы, холеры, проказы, которые наибольшее распространение имели в эпоху Средневековья. Несмотря на явные различия в симптоматике и картине протекания, этим болезням были присущи сходные черты: во-первых, большая численность погибших, так как люди умирали целыми семьями, хозяйствами и даже провинциями; во-вторых, смерть была неизбежной, реальной (как в случае чумы) или долгой и символической (как в случае проказы), когда больной оказывался в изоляции, отделенным от общества, что становилось его социальной «смертью» [ibid] [10, 56].
И хотя на смену чуме пришли другие болезни, также унесшие много жизней, масштабы их протекания и последствия были не столь ужасными, чтобы претендовать на «символ» своего времени. С исчезновением одних болезней и возникновением других менялась их роль в обществе. В ХХ в. значительное влияние на представления о болезни в целом оказал туберкулез. Именно в связи с его распространением фигура больного становится социальным феноменом. До этого времени было известно преимущественно о мерах, «коллективных защитах предпринимавшихся обществом в отношении больных, но не об их переживаниях. Теперь же источником информации о больных становится их личная переписка, дневники, позволяющие проследить не только развитие болезни, но и узнать о чувствах больных. Изменение положения больных туберкулезом в обществе связано с тем, что больной умирал «индивидуально» и не так стремительно, как это было, например, в период эпидемий чумы, т.е. времени, отпущенного болезнью, хватало на то, чтобы сформировать новую идентичность и быть воспринятым в обществе в этом качестве [5, 23].
Другие статьи:
Цели, задачи, методика исследования
Первым этапом опытно-экспериментального исследования социально-психологической помощи больным СПИДом являлся контент-анализ. При исследовании за основу были взяты методики В.Б. Шапаря. Методика констатирующего этапа эксперимента включала ...
Особенности проявления темперамента у младших школьников
Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников. 1) Сильный, уравновешенный (процес ...
Структура конфликта.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий. Анализируя стороны ...