Для изучения характера взаимоотношений в семье были рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность
2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.
3. Особенности семейного воспитания:
- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
- родители оказывают помощь в организации домашнего труда.
- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу ребёнка.
- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.
Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
-беседа с родителями и детьми;
-тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями.
- опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
-наблюдение
Исследование проводилось в г. Тынде на базе детского сада МУП ДОУ «Радуга». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).
Код 01 . Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л Код 02 . Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.
Другие статьи:
Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ
Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления ...
Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больни ...
Влияние распределения ролей в семье на поведение супругов
В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примерять на себя роли мужа - жены, вступать вольно-невольно в ролевое общение. По данным психологиче ...